Проектное управление

Информация по исполнению Плана работы ведомственного проектного офиса за 2018 год

 

I.                       Организационно-методическое обеспечение проектной деятельности.

Наш ведомственный проектный офис был создан в октябре 2017 года по приказу министра культуры и духовного развития РС(Я). Утверждено Положение о ведомственном проектном офисе. Так как для нас направление новое, то первостепенно стояла задача – обучить сотрудников и руководителей учреждений культуры. В этом плане достаточное количество людей обучено.

Обучение сотрудников ведомственного проектного офиса управления проектами прошли:

6 сотрудников прошли инструктаж пользователей по работе в ИСУП, ПМ-Форсайт, руководители учреждений культуры - 68 человек, 40 человек, в том числе сотрудники ведомственного проектного офиса, руководители республиканских учреждений культуры и искусств, начальники управлений культуры прошли обучение в г. Москве в курсах повышения квалификации «Управление в культурной сфере: проектный подход». Команда проектов в составе 7 человек прошли обучение в Высшей школе инновационного менеджмента.

Регулярно проводятся совещания ведомственного проектного офиса об организации работы ведомственного проектного офиса и по реализации проектов. В совещании принимали участие Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия), Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий  Республики Саха (Якутия), Министерство экономики Республики Саха (Якутия). Проведено ведомственным проектным офисом 9 семинаров, в том числе для сотрудников Министерства культуры и духовного развития РС(Я) и 12 совещаний, с участием Министерства культуры и духовного развития РС(Я), ведомственных организаций и глав муниципальных образований, начальников управлений культуры.

В части оказания методологической помощи разработаны:

- Методические указания (обновленная пояснительная записка) к плану реализации Государственной программы Республики Саха (Якутия) в рамках проектного управления "Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года".

- Оказана методологическая поддержка методическими разработками по всем запросам сотрудников, задействованных в проектной деятельности.

I.             Реализация проектов МК и ДР РС(Я), реализуемых в рамках государственной программы

Решением Центрального проектного офиса запущены 3 проекта.

1.            О ходе реализации приоритетного проекта «Создание и строительство Международного центра эпоса евразийских народов»

Работа ведется на основании:

·        Протокол № 817 от 13.03.17г встречи Министра иностранных дел России С.В. Лаврова с главами пяти субъектов Федерации (Якутия, Алтай, Татарстан, Башкортостан, Хакасия) состоявшейся по инициативе Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова. На встрече поддержаны инициатива Е.А. Борисова по созданию Международного Центра эпоса евразийских народов в городе Якутске – Центра категории 2 ЮНЕСКО;

·        Совместное Коммюнике от 7 июля 2017 года между Главой Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисовым и Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой о поддержке создания МЦЭЕН в Якутске – Центра категории 2 ЮНЕСКО;

·        Протокол заседания Центрального проектного комитета Республики Саха (Якутия) от 09 августа 2017 г. о запуске проекта «Создание и строительство МЦЭЕН в г.Якутске – Центра категории 2 ЮНЕСКО»;

·        Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2017 года «Об утверждении Перечня 100 социально значимых объектов к 2022 году».

Сроки реализации проекта: по Паспорту проекта: 2017-2021 годы. По распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) «Об утверждении Перечня 100 социально значимых объектов к 2022 году» - 2020-2022 годы.  На 1 октября 2018 года:

·        Утвержден Паспорт проекта (куратором проекта);

·        Сформирована Команда проекта в составе сотрудников семи министерств, Мэрии Якутска, Службы госзаказчика РС(Я), СВФУ им. М.К. Аммосова, АГИКИ, ИГИ и ПМНС СО РАН, ФГБУК «Роскультпроект» Минкультуры РФ, представителей МИД и ЮНЕСКО в Якутске; приказы министерств не подписаны.

·        Разработана Концепция проекта;

·        Утверждено описание объекта;

·        Проведен конкурс на архитектурное решение объекта (на сумму 3 млн.руб);

·        Разрабатываются: 1) Календарный план проекта; 2) Техническое задание объекта; 3) Концепция учреждения и устав АНО «Международный центр эпоса евразийских народов».

·        В 2018 году планируется разработка ПИР (на сумму 91 млн. 160 тыс.руб.)

 

2.     По реализации проекта «Создание Домов ремесел в муниципальных образованиях  Республики Саха (Якутия)».

 Формальное основание проекта:

- Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2017 г. № 2263
«О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года»
.

Цель проекта: Создать до 31 декабря 2022 года 10 Домов ремесел в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).

Продукт проекта: 10 Домов ремесел в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).

Республика Саха (Якутия) относится к числу регионов Российской Федерации, сохранивших традиционные виды народных художественных промыслов, являющихся предметом национального культурного достояния, престижа и общепризнанным вкладом во всемирное культурное наследие. Производством художественных изделий и сувенирной продукции занимаются более 80 хозяйствующих субъектов в улусах и городах республики. По состоянию на октябрь 2018 года: 236 человек носят звание «Народный мастер РС (Я)», 459 - «Мастер народных художественных промыслов», умельцев - свыше 7000 человек, 118 ИП, 120 объединений.

Сегодня на повестке дня встают наиболее актуальные социально-экономические проблемы в сфере народного прикладного искусства и художественных промыслов:

-      недостаточность инвестиций в производство;

-      низкий уровень жизни мастеров и умельцев на местах, производящих народного прикладного искусства и художественных промыслов;

-      наличие на потребительском рынке низкопробной и дешевой импортной сувенирной и подарочной продукции;

-      у товаропроизводителей дефицит оборотных средств на закуп сырья и вспомогательных материалов;

- предприятия и отдельные мастера не в полной мере оснащены современным оборудованием.  Например, для косторезного, швейного, вышивального производства, а имеющееся оборудование на предприятиях в силу физического износа не всегда обеспечивает возможность изготовления изделия в заданном творческом замысле;

-      не достаточно развитая инфраструктура народных художественных промыслов в республике. В улусах, городах республики нет сети Центров художественных промыслов, Домов ремесел, школ художественных традиционных промыслов, что наблюдается на практике в других регионах России.

Ключевые показатели эффективности проекта:

Наименование показателя

Период

Единица измерения

Значение показателя

Количество созданных домов ремесел за период

2018

2019

2020

2021

2022

Единица

2

2

2

2

2

Критерии проектной деятельности:

Основные критерии

Критерий

Значение критерия

1

Имеет конкретную измеримую цель и предполагает получение уникального результата (продукта проекта)

Да

2

Имеет конкретный срок завершения

Да

Дополнительные критерии

1

Направлен на существенные изменения в деятельности одного или нескольких исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия)

Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2017 г. №2800 утвердило Дорожную карту по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов.  Для исполнения распоряжения необходимо создать условия на территории республики.   

 Дома ремесел планируются как центры в муниципальных образованиях для   возрождения, сохранения и развития народного прикладного искусства и художественных промыслов.

2

Относится к полномочиям нескольких исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)

1. Министерство культуры и духовного развития РС (Я) - осуществляет полномочия в соответствии статьи 6 п. 3 Закона РС (Я) от 18.06.2009 г. № 326-IV «О государственной поддержке народных художественных промыслов в Республике Саха (Якутия)».

2.  Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) - осуществляет поручение Главы РС(Я) в части развития местного производства (открытии новых рабочих мест).

3

Связан с уникальными условиями, например, временный состав команды проекта, участники которой в регулярных условиях не работают вместе; специфический, отличающийся особой сложностью набор требований к продукту проекта или набор ограничений, накладывающих особые условия на подходы к реализации работ

Создание уникальных изделий НХП для фонда эталонных образцов РС(Я)

4

Связан с высокой степенью неопределённости

Из за отсутствия финансирования невозможно исполнить пункты Соглашений между АУ РС(Я) «Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх» и Главами Муниципальных образований в части финансовой помощи в форме поставки оборудования, обеспечивающего условия открытия Домов ремесел.

 

 

 

Взаимосвязь проекта с документами стратегического планирования

 Республики Саха (Якутия):

Наименование стратегического документ

Наименование показателя

Единица измерения

Год

Значение показателя из стратегического документа

КПЭ проекта (согласно п.4.5.)

Оценка влияния КПЭ проекта на показатель стратегического документа (%)

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2017 г. № 2263
«О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года»

Создание базовых Центров для производства изделий народных художественных промыслов и ремесел Якутии

Единиц

2018

2019

2020

2021

2022

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

100

100

100

100

100

 

Сроки реализации проекта: 01.06.2018 г. по 31.12.2022 г.

Бюджет проекта: 12,790 млн. руб.

           На 1 октября 2018 года: Проект прошел инициацию Центральным проектным офисом Республики Саха (Якутия) – Решение Центральным проектным офисом Республики Саха (Якутия) от 23.05.2018 года, регистрационный номер 50, утвержден состав команды, в   настоящее время на стадии редактирования паспорта проекта, разработки календарного плана.

По состоянию на октябрь 2018 года в Республике Саха (Якутия) созданы следующие Дома ремесел:

1.                 Дом ремесел в Чурапчинском улусе открыт в форме государственно-частного партнерства. Создан на базе ИП Карсанаева Татьяна Николаевна, с десятью рабочими местами. Занимаются шитьем национальной одежды. В целях поддержки и контроля начало деятельности Дома ремесел с сентября текущего года Карсанаева Татьяна Николаевна принята на 0,5 ставки ведущего методиста отдела развития НХП НЦ НДПИ и ХП «Симэх». В настоящий момент идет разработка Устава и Положения дома ремесел (Национальный Центр «Симэх» отправил рекомендации по составлении Устава и Положения Дома ремесел).  Управлению культуры Чурапчинского улуса отправлен проект Соглашения между МР «Чурапчинский улус (район)» и Национальным Центром «Симэх» об открытии Дома ремесел. Соглашение подписывается для поддержки Домов ремесел как со стороны муниципального образования, так и со стороны республиканского бюджета.

2.                 В 2018 году намечается открытие Дома ремесел в Усть-Алданском улусе с. Борогонцы на базе дома «Олоҥхо». С 16 по 18 октября 2018 года руководитель отдела развития народных художественных промыслов Национального центра народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх» Осипов Дмитрий Константинович находился в рабочей поездке в муниципальном районе «Усть-Алданский улус (район)». Состоялись рабочие встречи с заместителем председателя улусного собрания депутатов, начальником управления культуры Аммосовым И.И, председателем постоянного комитета по образованию, здравоохранению, культуре улусного собрания депутатов Тарской И.М. В ходе встреч обсуждены вопросы создания Дома ремёсел в Усть-Алданском улусе в 2018 году. В целях стимулирования и поддержки Домов ремесел, создаваемых как экспериментальные площадки развития народных художественных промыслов Усть-Алданскому улусу зарезервировано 0,5 ставки ведущего методиста отдела развития НХП НЦ НДПИ  и ХП «Симэх» до декабря 2018 года.

    Дом ремесел Усть-Алданского улуса будет работать в четырех направлениях: кузнечное дело, береста, плетение из конского волоса, национальное шитье. Настоящий момент идет разработка Устава и Положения дома ремесел (Национальный Центр «Симэх» отправил рекомендации по составлении Устава и Положения Дома ремесел).  Управлению культуры Усть-Алданского улуса отправлен проект Соглашения между МР «Усть-Алданский улус (район)» и Национальным Центром «Симэх» об открытии Дома ремесел.

3.                 Мегино-Кангаласском улусе с. Бэдьимэ функционирует Дом ремесел на 3 рабочих места (кузнецы). Создан на базе приспособленного помещения при поддержке администрации поселения. Содержание дома ремесел: отопление, электричество осуществляется за счет администрации поселения.  

  Во исполнение Постановления Правительства РС (Я) № 202 от 25.06.2018 года "О стандартах структуры и параметров минимальной сети объектов социальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)" создание Домов ремесел как муниципальное юридическое лицо практически невозможно. АУ РС (Я) НЦ НДПИ и ХП «Симэх» рекомендовано муниципальным образованиям создавать Дома ремесел как отделы муниципальных учреждений без привлечения дополнительных затрат бюджета.

 

3.     По реализации проекта «Проведение второго республиканского форума «Духовный потенциал общества в инновационном развитии РС(Я)».

Проектная инициатива «Проведение второго республиканского форума «Духовный потенциал общества в инновационном развитии Республики Саха (Якутия)» (Форум духовности - 2018)», принят Центральным проектным офисом Республики Саха Якутия) от 23 мая 2018 года, утвержден запуск проекта.

На сегодняшний день проект находятся на стадии планирования и организации работы по утверждению состава команды проекта, паспорта проекта и календарного плана проекта.

Данный форум проводится во второй раз в Республике Саха (Якутия). Первый Форум был проведен в 2011 году. Участниками Форума духовности – 2019 года будут исполнительные органы, деятели и работники культуры и искусств Республики Саха (Якутия), муниципальные районы, общественные организации.

Форум проводится в рамках реализации Указа Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года, в части развития культуры, так как Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил культуру как один из национальных целей Российской Федерации, в том числе речь идет об:

- укреплении российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;

- создании (реконструкции) культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства;

-  обеспечении детских музыкальных, художественных, хореографических школ, училищ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;

-  продвижении талантливой молодёжи в сфере музыкального искусства, в том числе посредством создания национального молодёжного симфонического оркестра;

- создании (реконструкции) культурно-досуговых организаций клубного типа на территориях сельских поселений, развития муниципальных библиотек;

-  создании виртуальных концертных залов не менее чем в 500 городах Российской Федерации;

-  создания условий для показа национальных кинофильмов в кинозалах, расположенных в населённых пунктах с численностью населения до 500 тыс. человек;

- подготовки кадров для организаций культуры;

-  модернизации региональных и муниципальных театров юного зрителя и кукольных театров путём их реконструкции и капитального ремонта;

- поддержки добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации.

Форум проводится в 2 этапа. 1 этап - по улусам РС(Я), 2 этап – республиканский: проводится в г. Якутске в 2019 году.

Работа Форума будет происходить в многообразных формах: пленарные заседания, секционные заседания, круглые столы, семинары, конференции. Участники: исполнительные органы государственной власти РС(Я), органы местного самоуправления РС(Я), муниципальные общественные организации, деятели культуры и искусства, приглашенные гости с зарубежных стран, общественность Якутии.

Итоговые документы II Форума духовности:

1)                Резолюция (Решение) по вопросам духовного производства в период современных внутренних и внешних социальных и политических вызовов с целью достижения прогресса через исконные духовные ценности, через культуру, труд, веру.

2)                Концепция «Концептуальные основы и принципы Духовной культуры».

3)                Декларация о сотрудничестве между сферами: молодежная политика, гражданское общество, образование, спорт, здравоохранение, внешние связи.

Основная тема Форума: укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов России.

Основные секции:

1.                 «Идентичность на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия)» (Религия, традиционная культура, сохранение нематериального наследия).

Участники: Духовная семинария, Якутская Епархия, религиозные организации, Дома Олонхо, Дома Арчы, Дома.

2.                 «Преобразовательный вектор развития через воспитание личности» (Образование и воспитание)

Участники: молодежные организации, сфера образования, детские общественные организации)

3.                 «Единство – высший ориентир человеческой жизни» (Дружба народов)

Участники: приглашенные гости с зарубежных стран, общественность Якутии, штаб ЮНЕСКО в г.Якутске

4.                 «К новому Миру через здоровое общество» (ЗОЖ и долголетие)

Участники: здравоохранение, спорт, общественные государственные структуры по ЗОЖ.

5.                 «Развитие негосударственного сектора социальной политики: стратегия, опыт и анализ реальных практик» (социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО)

Участники: «Развитие негосударственного сектора социальной политики: стратегия, опыт и анализ реальных практик» (социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), Общественная жизнь, Дома народного творчества, Дома досуга)

6.                 «Искусство как феномен духовности» (Культура и профессиональное искусство)

Участники: писатели, кинематографы, театроведы, деятели культуры и искусства, общественность республики.

7.                 Роль творческой общественности в нравственно-эстетическом воспитании народов Якутии (Творческие личности)

Участники: творческие союзы

Проблемные вопросы в ходе реализации проекта:

1)           не выделено финансирование по проекту, потребность по смете 1,9 млн. руб..

2)           необходима вовлечение заинтересованных министерств и ведомств в активном режиме.

3)           необходимо привечение широкого круга общественности, некоммерческих организаций и объединений.

Ключевые показатели эффективности проекта:

Наименование показателя

Период

Единица измерения

Значение показателя

Количество участников Форума

2019

Человек

10000

Количество дискуссионных площадок, круглых столов, мероприятий

2019

Единица

45

Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общей численности населения РС(Я)

%

2019

2020

2021

2022

 

71

73,1

73,3

73,5

 Взаимосвязь проекта с документами стратегического планирования Республики Саха (Якутия):

Наименование стратегического документа

Наименование показателя

 

Единица измерения

 

 

 

Год

Значение показателя из стратегического документа

КПЭ проекта (согласно п.4.5.)

Оценка влияния КПЭ проекта на показатель стратегического документа (%)

Государственная программа РС(Я) «Развитие гражданского общества и гармонизации межэтнических отношений в РС(Я) на 2018-2022 годы»

Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общей численности населения РС(Я)

%

2019

2020

2021

2022

 

71

73,1

73,3

73,5

 

71

73,1

73,3

73,5

 

100

100

100

100

 

Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданства

Тысяча человек

2019

35,6

10

28

Сроки реализации проекта: 2019 год

Бюджет проекта: 1,9 млн. руб.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОЧНИКАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ

по реализации проекта Проведение второго республиканского форума «Духовный потенциал общества в инновационном развитии РС(Я)»

Вид источника финансирования

Документ-основание финансирования

Статус средств (утверждены/запланированы к утверждению)

Потребность в финансировании (млн. руб.)

Всего

в том числе по годам

 

2019

 

 

1.             

Республиканский бюджет

Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия)  «О подготовке  и проведению II форума общественности «Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии»

Проект

1,9

1,9

 

 

ИТОГО:

1,9

1,9

 

               

 

 

 

I.                  Организация запуска и подготовки проектных инициатив в 2019 году

1.                 Проектная инициатива «Развитие сети кинозалов в Республике Саха (Якутия)».

Формальное основание проекта:

- «Концепция развития киноиндустрии Республики Саха (Якутия) на период 2014-2020 годы», Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2017 г. N 2263 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года".

Цель проекта - Создание рабочих мест путем развития киносети и кинообслуживания Республики Саха (Якутия).

Продукт проекта - Республиканская киносеть, действующая на всей территории    республики.

Аудиовизуальные креативные технологии на сегодняшний день имеют широкий спектр применения: от рекламы до видеоконтента массовых театрализованных и сценических представлений. Ни одно крупное мероприятие не проводится без использования видеоконтента, услуги фото- и видеосъемки являются востребованными не только в городах, но и в сельской местности.

Наиболее активно из всех культурных креативных индустрий развивается кинематография. Эта отрасль аккумулирует вокруг себя специалистов высокотехнологичных направлений (аудиовизуальное творчество, музыка, компьютерная графика, анимация, фотография, аудио-видеомонтаж, видеосъемки) и представителей творческих профессий (режиссура, сценарное мастерство, актерское творчество).

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, деятельность которых, связанна с производством, прокатом и показом фильмов по итогам сплошного статистического наблюдения за 2015 год составила - 99 организаций.

В настоящее время действуют 27 кинотеатров в городах и улусах республики.

Ежегодно киноиндустрия республики, которая состоит в основном из независимых кинопроизводителей, производит большое число полнометражных картин, демонстрируемых в местном прокате. Основные кинопроизводители действуют в г. Якутске. Доля местной киноиндустрии в общем объеме проката на территории республики составляет 10%.

Креативный кластер – это сообщество творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории для работы и генерирования общих идей. В структуру кластера органично интегрируются кафе, бары, кинотеатры, шоу-румы, галереи.

Исторически сложилось так, что креативные кластеры складывались на территории заброшенных производственных комплексов. Например, "Арт-Стрелка" образовалась в стенах завода "Красный Октябрь", Центр современного искусства "Винзавод" - в районе Сыромятников. В России также известны креативные кластеры "Флакон" (Москва), "Этажи" (Санкт-Петербург), "У Кулемы" (Серпухов), "Лига" (Коломна), "Элеватор" (Самара), "Наш театр", "Дом Кино" (Красноярск), "Комарт-клуб" (Петрозаводск), "Музей Белого моря" (Беломорск). Подобные кластеры открыты также в Екатеринбурге, Кемерово, Сургуте, Новосибирске, Калининграде, Пскове.

В 2016 году сообщество независимых креативных предпринимателей Якутска создали творческий кластер Мультимедийная студия «Среда». При выборе места решающее значение имела стоимость арендной платы.

 

Ключевые показатели эффективности проекта:

Наименование показателя

Период

Единица измерения

Значение показателя

Количество открытых кинотеатров

До конца 2019

ед

272

Создание рабочих мест

До конца 2019

ед

155

Создание единого сайта афиши для всех мероприятий республики

До конца 2019

ед

1

Увеличение доходности кинопроизводителей на территории республики

До конца 2019

млн. руб

 

 

Взаимосвязь проекта с документами стратегического планирования Республики Саха (Якутия):

Наименование стратегического документа

Наименование показателя

Единица измерения

Год

Значение показателя из стратегического документа

КПЭ проекта (согласно п.4.5.)

Оценка влияния КПЭ проекта на показатель стратегического документа (%)

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2017 г. N 2263 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года"

Приложение 2

Показатель 1. Доля продукции местной киноиндустрии в общем объеме проката на территории республики

процент

2019

2020

2021

2022

3,7

3,75

3,8

3,85

3,7

3,75

3,8

3,85

100

100

100

100

Сроки реализации проекта: до 31 декабря 2022 года

Бюджет проекта: 365 млн. руб.

        СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОЧНИКАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ

по реализации проекта «Развитие сети кинозалов в Республике Саха (Якутия)».

Вид источника финансирования

Документ-основание финансирования

Статус средств (утверждены/запланированы к утверждению)

Потребность в финансировании           (млн. руб.)

Всего

в том числе по годам

 

2019

2020

2021

2022

 

1.              

Федеральный бюджет

Конкурс Фонда Кино России

Не утверждены

120

 

 

 

 

 

2.              

Республиканский бюджет

 

Не утверждены

115

 

 

 

 

 

3.              

Муниципальный бюджет

 

Не утверждены

69

 

 

 

 

 

4.              

Прочие источники финансирования

 

Не утверждены

61

 

 

 

 

 

ИТОГО:

365

 

 

 

 

                           

 

2.                 Проектная инициатива «Народное и декоративно-прикладное искусство».

3.                 Проектная инициатива регионального проекта «Цифровая культура Якутии» в рамках программы цифрового развития экономики Республики Саха (Якутия)

         Программа Цифровой Экономики в Республике Саха (Якутия) для отрасли Культуры имеет первостепенное значение, т.к. в эпоху технологического развития доступность и эффективность многих рычагов многократно увеличивается.

В рамках Цифровой Экономики в отрасли культуры и искусств нами осуществляется работа по обеспечению доступности и качества услуг в сфере культуры. В первую очередь, это внедрение новых технологий в таких традиционных сферах как библиотеки, музеи, архивы, аудиовизуальное наследие. Это и оцифровка фондов и создание порталов, обеспечивающих свободный доступ к ресурсам культуры, а также мультимедийного культурно-образовательного пространства.

К слову, в Российской Федерации, мы стали одним из 16 регионов, где были созданы мультимедийные комплексы – Музейный комплекс исторический парк «Россия – моя история».

В настоящее время мы готовим проектную инициативу в рамках проектной деятельности по цифровизации в сфере культуры «Цифровая культура Якутии». Мы направили заявку в Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий  Республики Саха (Якутия) в проект Программы в рамках Цифровой экономики.

Что такое цифровизация в сфере культуры?

Коллективная память народов Республики Саха (Якутия) запечатлена в культурном документальном наследии в виде книг, рукописей и других произведений печати, фото-, аудио-, видео-, кинодокументов. Основной массив этих документов собирается и хранится в библиотеках, архивах, музеях, кинохранилищах, домах народного творчества и др. Однако документы в силу естественных причин, связанных со старением носителя (бумаги, фото- и кинопленки, грамзаписей, магнитной ленты), а также неблагоприятных условий хранения, стихийных бедствий могут быть повреждены или безвозвратно утрачены.

Перенесенные на цифровые носители и собранные в общую систему они приобретают новый статус, в котором реализуется качественно иной уровень производства, хранения, организации и распространения самой разнообразной информации (текст, графика, аудио, видео и др.).

В настоящее время в учреждениях культуры накоплены большие объемы оцифрованной информации, непрерывно продолжается рост ее количества, но разнородные и разобщенные по многим признакам характер хранения и распространения, отсутствие унифицированного доступа к ней создают существенные и все возрастающие проблемы ее эффективного использования. 

Проект предусматривает интеграцию информационных ресурсов учреждений культуры и образования – хранителей национального культурного наследия народов Республики Саха (Якутия) в рамках единого портала, включающего совокупность документов в электронной форме, а также программных и аппаратных средств, обеспечивающих пользователям единую точку доступа.

Приблизительные объемы информации, предполагаемые для оцифровки и хранения (в терабайтах) – 440.

Задачи:

- Формирование единого регионального электронного пространства знаний, на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных, аудиовизуальных фондов и электронной информации.

- Обеспечение сохранности исторического, научного и культурного наследия народов Республики Саха (Якутия) путем оцифровки наиболее уникальных, ценных и социально-значимых документов библиотек, архивов, музеев, домов народного творчества, кинохранилища и др.;

- Создание организационной, технической и информационной инфраструктуры функционирования единой информационной сети.

Надо сказать, что в целом работа по оцифровке фондов была начата довольно давно, но в силу специфики и большого, огромного объема работы, она в полном объеме не завершена, такая задача даже не ставилась изначально. Например, возьмем проект «Национальная электронная библиотека Республики Саха (Якутия)». В библиотеках республики хранится около 1 млн. экземпляров единиц хранения, обычно это книги, журналы, газеты. Это огромный объем, требующий больших капитальных вложений. Архивный фонд республики также представляет собой большой пласт – свыше 1 млн. 300 тысяч единиц хранения. Общая потребность средств на этапе до 2022 года составляет 218 млн. руб., это незначительный объем по сравнению с инфраструктурными затратами, которые возлагаются на Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий, но по значимости они сопоставимы, так как основная цель развития инфраструктуры в том числе удовлетворение информационно-культурных потребностей человека. В этом плане наши цели и задачи общие.

На этом цифровизация в сфере Культуры не завершается, а только начинается, далее мы намерены провести работу по синхронизации данных и созданию единой точки доступа. Нам также необходимо совместно с муниципальными образованиями создавать центры по обеспечению доступа на базе муниципальных учреждений культуры – библиотек, музеев, домов культуры.

Кроме того, мы предполагаем войти в единое культурное пространство России и в рамках федеральных проектов продолжить работу по созданию виртуальных концертных залов в рамках «майского указа» №204, в рамках которого также предусмотрено существенное развитие сферы культуры.

           По реализации Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2016 г. N 455 "О проекте Стратегии социально-экономического развития республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года" Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года реализуются проекты “Музыка для всех” и “Рисуем все”.

 

Планируется 2019 году создание отраслевого Центра компетенции культуры и искусств для координации непрерывного образования в сфере культуры и искусств, внедрение профессиональных стандартов в учреждениях культуры и искусств, повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры и искусств.