Наука как культурный проект

В Российской Федерации  внедряется  проектное управление в исполнительных органах государственной власти. Разработаны  общие подходы в реализации государственной политики в сфере проектного управления, определены принципы , приоритеты основных направлений и  причины внедрения проектного управления.

6 февраля 2016 года   подписан Указ главы республики «Об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия)», который опубликован на сайте правительства. Одним из проектов Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) является и проект «Наука в культуре Республики Саха (Якутия)». Данный проект предполагает комплекс мероприятий в      целях изучения проблем культуры в широком методологическом диапазоне. Культура понимается  как система нравов, традиций,   обычаев и ценностей, объединяющих то или иное сообщество (носителей той или иной культуры). Такое понимание   включает    и «сферу культуры» в узком смысле (наследие и искусства). Предполагается  развитие прикладных исследований, связанных с основными  направлениями деятельности Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

      В Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")  в п.5. Развитие культуры и средств массовой информации ставится задача: развитие науки в сфере культуры и искусства путем модернизации научных центров и институтов, обеспечение подготовки кадров в сфере искусствоведения, культурологии и межкультурных коммуникаций на базе ведущих высших учебных заведений отрасли.

В связи с этим  1 декабря 2017года  в «Ресурсно-проектном центре» состоялся научный диалог «Наука в культурной политике Республики Саха (Якутия)», который был организован сотрудниками и директором центра М.М. Донским. Мероприятие было проведено в рамках II Республиканской научно-практической конференции «Искусство и наука». В научном диалоге участвовали 22  человека, их них 1 доктор философских наук Унарова Л.Д., 5 кандидатов искусствоведения, 1 кандидат педагогических наук, 9 соискателей. В основном  преподаватели образовательных учреждений культуры и искусств, а также представители учреждений культуры. Основной обсуждаемой темой стал вопрос подготовки научных кадров в сфере культуры и искусств. Диалог начался с выступления первого заместителя министра Министерства культуры и духовного развития  Республики Саха (Якутия) В.В. Левочкина, который сказал о  необходимости  «увеличивать потенциал нашей республики научно подготовленными кадрами».  Как известно,  существуют особенности  подготовки научно-педагогических кадров в сфере искусства. Государственной Думой принят  Федеральный закон № 231678-5 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» , который предусматривает введение ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства. Законопроектом также предусмотрено введение ассистенатуры-стажировки. В соответствии с п. 2 ст. 132 Законопроекта в области искусства реализуются специализированные последипломные программы (ассистентура-стажировка). Ассистентом-стажером признается лицо, имеющее высшее образование по программам подготовки специалиста или магистратуры в области искусства и обучающееся по программам ассистентуры-стажировки. А также  предусмотрены специальные правила по подготовке научно-педагогических кадров, согласно которым выпускники творческих вузов могут продолжить обучение в качестве ассистентов-стажеров. Программы ассистентуры-стажировки будут осуществляться во всех образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусства. Также особенности творческого образования стали предметом иных федеральных законов, подзаконных актов. Дополнительно по творческому образованию  приняты дополнительно ещё три федеральных закона: «Об ассистентуре и стажировке», «О детских школах искусства» и «О предпрофильном образовании». Именно на реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в Детских школах искусств остановился директор ГБУ РС (Я) «РПЦ» М.М.Донской. Выступающий отметил выставленные  работы на Республиканской научно-практической конференции. Это проекты учащихся Детских школ искусств, где и зарождается исследовательская работа. Данные проекты имеют продолжение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования сферы культуры и искусств. Отслеживание учащихся, имеющих желание заняться научной деятельностью, необходимо на  всех ступенях образования.

       Кроме этого, учитывая, что научная деятельность требует финансовых вливаний в виде оплаты за учебу, проезд, печатание ВАКовских статей и т.д. было предложено  задуматься вопросами  финансирования науки, а также о создании или реанимации научно-методического совета при Министерстве культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). Кандидат искусствоведения П.Е.Заболоцкая в своем выступлении остановилась на системе подготовки научных кадров.  В существующих формах подготовки  научных кадров выделяют четыре ступени:

  Первая : в период обучения студентов в вузах и ссузах -- занятия в научных кружках, работа в студенческих научных обществах , в проблемных лабораториях, участие в конференциях, конкурсах научных работ и т. д., учебно-исследовательская работа; стажеры-преподаватели, группы подготовки к вступительным экзаменам в аспирантуру, к кандидатским экзаменам.

  Вторая : подготовка кандидатов наук в аспирантуре (очная и заочная форма) путем соискательства, предоставление творческого отпуска для завершения работы над диссертацией.

  Третья: защита кандидатских , стажировка преподавателей, командировки в НИИ, вузы для обобщения опыта, семинары и курсы по освоению новых методов исследования, методологические семинары, конференции, симпозиумы, зарубежные командировки.

  Четвертая: подготовка докторов наук - научных кадров высшей квалификации в докторантуре, самостоятельная работа над диссертациями по планам НИИ или вуза.

Все эти ступени должны привести к созданию научной школы, направления, ориентированную на работу с молодыми учеными и студентами.

         Преподаватели АГИКИ Р.Х. Бурцева и И.И. Борисова отметили проблему научных кадров в якутском балетоведении. Балетоведение- это наука о балете, включающая теорию, историю хореографии, а также балетную критику. Теория хореографии анализирует своеобразие балетного искусства как особой формы художественной деятельности, изучает законы её развития, стили, жанры, структурные построения, язык и другие выразительные средства. История балета изучает процессы развития хореографии, выявляет их особенности на разных исторических  этапах. Балетная критика анализирует и оценивает явления повседневной жизни хореографического искусства, стремится определить их значение в современности.  Вопросы развития балетной критики в частности, художественной критики современного искусства  вызвали столь неоднозначные  подходы и суждения. Проблема  роли критика как в современном художественном процессe, так и в процессе формировании рынка, а также новые методы художественной критики и вопросы образования будущих арт-критиков  это дискуссионные вопросы  для будущих споров. Методист Якутского хореографического училища  им. А. и Н. Посельских П.Е. Заболоцкая говорила о необходимости обеспечения аспирантов и соискателей сопроводительными письмами, рекомендациями для работы в архивах, музеях, библиотеках  т.п. со стороны Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) .
     Научный диалог  посетил московский гость, российский композитор, виолончелист, председатель Молодежного отделения Союза композиторов РФ (МОЛОТ) Я.С. Судзиловский, который сказал о необходимости создания на базе Высшей школы музыки  Республики Саха (Якутия) композиторского отделения и пожелал якутским композиторам обращать больше внимания на свои национальные инструменты, сочинять произведения для них.

   Нужно отметить активное участие преподавателей Арктического  государственного института культуры и искусств, которые   активно приняли участие в научном диалоге. Преподавателями были подготовлены  следующие  доклады: профессор кафедры искусствоведения В.Г. Никулин – «Становление высшего профессионального образования в Якутии», заведующая аспирантурой В.Е. Дьяконова – «Основные направления научно-исследовательской деятельности АГИКИ», старший преподаватель кафедры искусствоведения Л.И. Кардашевская – «Научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов кафедры искусствоведения АГИКИ», доцент кафедры  народно-художественной культуры Р.Х. Бурцева – «Хореографическое творчество в этнокультурном пространстве Якутии», доцент кафедры хореографии И.И. Борисова -  «Премьера балета «Сильфида» на якутской сцене», старший преподаватель кафедры искусствоведения Саньяхова Н.И. – «Жанровые особенности музыкального языка балетной партитуры «Коппелия» Л. Делиба». Старший преподаватель кафедры  народно-художественной культуры О.Д. Коврова обозначила важность проведения научно-практических конференций, разнообразие исследовательских работ учащихся образовательных учреждений сферы культуры и искусств, а также важность всех пунктов резолюции мероприятия.

    Итоги научного диалога требуют  разработки мероприятий по подготовке научных кадров в сфере культуры, формирование исследовательской  компетенции,  начиная с детских школ искусств до средних и высших учебных заведений. А также программой предусмотреть   проведение методологических семинаров с аспирантами и соискателей, что продиктовано необходимостью формирования общекультурной компетенции: способностью и готовностью к анализу, обобщению и публичному представлению результатов выполненных научных исследований. Основная цель научно-методологических семинаров с аспирантами и соискателями - апробация исследовательских проектов, обмен методологическим опытом и расширение научного кругозора, формирование научно-исследовательской компетентности.

     Участники  научного диалога  отметили необходимость проведения таких встреч и внесли пожелания  о плановой  организации  подобного рода круглых столов - диалоги  с целью выявления проблем  в области культуры и искусств. По итогам круглого стола  была принята следующая резолюция, а также выданы сертификаты об участии.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

 

      Участники   научного диалога  отмечают, что в условиях современного развития, когда  требования к культуре и искусству изменились, усиливается значение науки и образования,   возрастает научная составляющая во всех сферах жизни. Руководствуясь  принципами  развития науки и образования, осознавая роль и значение культуры и искусств в обществе, участники научного диалога  считают необходимым рекомендовать:

 

·        Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

 

- Осуществлять последовательные действия, направленные на повышение роли   науки   в сфере культуры и искусств,  усиления науки в культурной политике Республики Саха (Якутия).

 -Координировать деятельность ученых, аспирантов и соискателей в целях целенаправленной работы над осмыслением культурных процессов республики.

-Разработать программу подготовки научных кадров в сфере культуры и искусств для развития  разных направлений научных исследований,  проведение  как  фундаментальных, так и прикладных исследований.

- Предусмотреть в государственной программе « Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии»  финансовые  средства  для  печати  сборников научных  работ  как молодых, так и ученых с именем, а также на создание электронной музыкальной библиотеки.

-Сохранять  преемственность трехступенчатой системы образования в сфере культуры и искусств.

 

·        ГБУ РС (Я) «Ресурсно-проектный центр»:

 

-Осуществить координацию научной деятельности соискателей         и аспирантов сферы культуры и искусств.

-Организовать методологические семинары для соискателей и аспирантов.

- Поддержать  усилия по  формированию единого образовательного и научного пространства  в системе культуры и искусств.

- Активизировать деятельность в создании  сообщества молодых ученых сферы культуры и искусств.

- Проводить  ежегодные дискуссионные  площадки, научные семинары с привлечением зарубежных, российских и республиканских ученых  по актуальным вопросам развития науки  и образования в сфере культуры и искусств по направлениям:  искусствоведение, педагогика, культурология.

- Создать Малую Академию наук в сфере культуры и искусств.

 

·        Образовательным учреждениям сферы культуры и искусств:

 

-Провести анализ научно-исследовательских работ студентов образовательных учреждений сферы культуры и искусств в целях развития навыков научной работы.

-Рекомендовать в учебных программах выделять часы для научно-исследовательской работы.

-Активизировать деятельность заместителей по научно-методической работе учебных заведений.

-Осуществлять пропаганду научных работ среди учащихся.

- Усилить  связь образования с научными исследованиями, работу со студентами в целях выявления будущих научных кадров, развивать совместную научную и образовательную деятельность.

 

 

Манжуева Н.Ф., ведущий методист ГБУ РС (Я) «РПЦ»